Министерство культуры Республики Крым
Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым
Праздник Феодосийских караимов Ага-Думпа
Категория: Обрядовые комплексы и праздники/ Иные обряды и праздники
Этнос: Крымские караимы
Язык: Крымский диалект караимского языка, относящийся к кыпчакской группе тюркских языков
Конфессиональная принадлежность: Караимизм
Место бытования: Российская Федерация, Республика Крым, г. Феодосия
Описание
О происхождении крымских караимов — малочисленной этноконфессиональной группы, проживающей в Симферополе, Евпатории, Феодосии и Бахчисарае, до сих пор не существует единого мнения. Согласно некоторым теориям, они ведут свое происхождение от хазар, осевших в Крыму в период Средневековья (после XI века) и испытавших значительное влияние других тюркских народов Крыма. Сами караимы приняли в 2003 году на Всенародном съезде крымских караимов акт о самоидентификации, который был подтверждён в 2016 году на Национальном съезде крымских караимов. В нём содержится следующее определение: «Крымские караимы (караи) — коренной народ Крыма, объединённый общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывают особые чувства к Крыму, как к исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважают их самоидентификацию».
Этноним «караим» (в переводе в древнееврейского — «чтец» подчёркивает изначально высокий статус письменной традиции в культуре караимов. Поэтому вполне естественным представляется влияние книжной традиции на устную, фольклорную культуру караимов. Одним из примеров такого воздействия может служить праздник Ага-Думпа, возникший, по-видимому, не ранее XVIII века на основе легенды, сохранившейся не только в устных преданиях, но и в письменных источниках — древних рукописных сборниках «мэджума», хранившихся в караимских семьях. В эти сборники заносились легенды, предания, сказки, пословицы, а также семейная хроника, свидетельства о необычных явлениях природы и значимых событиях в жизни народа. Одна из таких легенд гласит о чудесном спасении караимов от гнева и казни Ахмет-паши, крымского наместника турецкого султана. В отместку за обиду, якобы нанесённую Ахмет-паше караимами, он повелел им соткать до захода солнца полотно для турецкого войска; если же караимы не исполнят его волю, то будут казнены — все до единого. Понимая невозможность исполнения этого приказа, караимы надели чистую смертную одежду и стали молиться в кенасе. Наместник тем временем решил совершить морскую прогулку вместе со своим гаремом. Но стоило ему только отплыть подальше от берега, как солнце закрыла чёрная туча, на море поднялась буря, и волны поглотили лодку Ахмет-паши. Дети, которые наблюдали за происходящим с высокого берега, побежали в кенасу с криками «Ага думпа!» («Господин перевернулся!»). Тогда все караимы пали на колени и вознесли хвалу Создателю за свершившееся чудо.
С тех пор караимы Феодосии (Кафы) ежегодно в память об этом событии устраивают праздник 1 марта (первый день суйунч-ая), который получил название «Ага-Думпа». Сейчас трудно восстановить древнюю форму проведения этого праздника. Он включал совместную молитву всего караимского сообщества, праздничные выступления музыкантов, а также трапезу, на которой главным блюдом является «ступеч» — сладость из карамельного сиропа и жареной Муки в виде множества сладких нитей, символически изображающих нити пряжи, из которой караимки должны были соткать полотно для воинов Ахмет-паши.
Следует отметить, что караимский праздник «Ага-Думпа» отчасти напоминает ранневесенний иудейский праздник Пурим, приходящийся примерно на то же время, во время которого также происходит обмен сладостями.
Технология приготовления блюда «ступеч» традиционно передаётся в семьях караимов от старших женщин к младшим. Второе, «домашнее» название этого блюда — «дедова борода». Для его изготовления необходимы продукты: 0,5 кг муки, обжаренной на сухой сковороде до кремового цвета; 1 стакан сахарного песка, 0, 5 стакана воды, напёрсток лимонного сока (сейчас нередко заменяется лимонной кислотой); сливочное масло для смазывания разделочной доски.
Главный компонент, как указывала Ольга Павловна Ткебучава (Коген, 1971 г.р.), это — мраморная доска для разделки и охлаждения карамельной массы: «Чтобы вытянуть всю нашу «дедову бороду», необходим мрамор, он забирает тепло. Сначала мы на нём сформируем карамельную массу, а потом будем смешивать её с обжаренной мукой и вытягивать НИТОЧКИ»
Карамельная масса с лимонным соком варится в сковороде; чтобы её не переварить, необходимо время от времени проверять густоту, капнув сироп в заранее подготовленную небольшую ёмкость с водой. Если капля сиропа не расплывается в воде, и из неё можно сформировать шарик, карамельный сироп готов. Он приобретает специфический светло-коричневый цвет. Карамельную массу перекладывают на мраморную доску, смазанную маслом, и начинают перемешивать её. Карамель быстро густеет. В определённый момент (когда она легко начинает отделяться от доски) её начинают растягивать в кольцо и одновременно обваливать в обжаренной муке, постоянно складывая «восьмёрками». Необходимо следить, чтобы толщина кольца была равномерной. Образуются нити, которые постепенно делаются все более и более тонкими. Когда процесс закончен, изделие режут на небольшие кусочки и ещё раз дополнительно обваливают их в муке.
Во время совместной праздничной трапезы полагается взять кусочек в рот и громко сказать: «Ага Думпа!» При этом из рта должна вылететь мука, в которой обвален ступеч.
Благодаря традиции ведения семейных рукописных сборников («мэджума» легенда о чудесном спасении караимов в период владычества крымских ханов была неоднократно записана и дошла до наших дней в собраниях караимских краеведов Я. Кефели (1876-1962), Б. Кокеная, С. Шапшала и других.
В настоящее время праздник ежегодно проводится участниками Ассоциации крымских караимов «Крымкарайл: однако традиционные формы его проведения уже утрачены, за исключением обязательного праздничного блюд «ступеч», традиции изготовления которого бережно хранятся в семьях феодосийских караимов.
Празднику «Ага Думпа» уделено место в экспозиции Крымского этнографического музея. Учитывая важность этого события для крымских караимов, Центр народного творчества Республики Крым оказывает всевозможную поддержку в его проведении. Налажено промышленное производство блюда «ступеч», однако по качеству изделия промышленного производства значительно уступают домашним.
Предметы, имеющие отношение к объекту
Мраморная разделочная доска, деревянная лопатка для перемешивания массы, сковороды.
Технологии, имеющие отношение к объекту
Технологии изготовления караимского праздничного блюда “ступеч”.
Способы и формы передачи традиции
Двойная – устная и письменная на основе древней традиции ведения семейных рукописных сборников (“мэджума”).
Библиография
1. Айбабин А. И., Герцен А. Г., Храпунов И. Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь: Таврия, 1993. — Вып. 3 — С. 211-222.
2. Вайсенберг С. А. Караимы и крымчаки с антропологической точки зрения // Русский антропологический журнал. — 1912.- Кн. ХХХІ. С. 38-56.
3. Легенды и предания крымских караимов / сост. А. Полканова, Т. Полканова, Н. Зинченко. Симферополь: Доля, 2008.
4. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / отв. ред С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. М.: Наука, 2003.