Министерство культуры Республики Крым

Государственное
бюджетное учреждение культуры Республики Крым

«ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Творческое наследие крымско-татарского семейного ансамбля Зинадиновых из села Мичуринское Белогорского района

Категория: Народное исполнительство/Наследие выдающихся исполнителей

Этнос: Крымские татары

Язык: Крымско-татарский

Конфессиональная принадлежность: Мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу

Места бытования: Российская Федерация, с. Мичуринское Белогорского района

Описание

Характер и содержание культурного наследия крымских татар целиком определяется этногенезом и историей этого народа, проживающего в Крыму с эпохи раннего Средневековья. Известны три субэтнические группы крымских татар: степные (ногаи), проживающие на севере полуострова — потомки кыпчаков (половцев) и других тюркоязычных групп, некогда населявших северный Кавказ и Причерноморье; южные (южнобережные), в течение трёх веков находившиеся под властью Османской империи и в наибольшей степени усвоившие турецкую культуру; а также горные, проживающие между южными и степными. Их этногенез наиболее сложен, а в культуре обнаруживаются черты многих этносов, в разные времена, проживавших на территории Крыма.

Музыкальные традиции крымских татар в последние десятилетия привлекают к себе всё большее внимание учёных, но всё же остаются недостаточно исследованными. Горные крымские татары (к которым принадлежит и семья Зинадиновых) по своему музыкальному фольклору близки к южнобережным; общие черты обнаруживают их близость к культуре причерноморских и шире — средиземноморских народов. Для традиционной музыки крымских татар характерна автономия религиозных (исламских) музыкально-поэтических жанров и близких к ним макамов — с одной стороны; и «светских», обрядово-праздничных традиций, средоточием которых является свадьба, и в наши дни сохраняющая свой облик и яркую локальность. Песни южных и горных крымских татар «тюркю», исполняемые «ашиками» под аккомпанемент сельских ансамблей, состоящих из исполнителей на духовых, струнных и ударных инструментов, отличаются сложной, богато орнаментированной мелодикой, ладами, восточный колорит которым придаёт обилие полутонов и увеличенных секунд; несимметричной метро-ритмикой (5/8; 7/8). Манера интонирования открытая, ярко эмоциональная. Именно так исполняются танцевальные наигрыши «Кайтарма» — самый распространенный среди тюркоязычного населения Крыма;

«Хоран», завершающий любое праздничное собрание, а также «чины» — песни-импровизации любовного содержания, составляющие основное музыкальное содержание свадьбы.

Общественный статус свадебных музыкантов в крымско-татарской среде очень высок. Народная память хранит имена многих исполнителей и целых династий: Ахтемовых, Куртаметовых, Шерфединовых, Ипекчиевых и других. Одну из таких музыкальных династий представляет ансамбль семьи Зинадиновых из села Мичуринское Белогорского района Республики Крым. Её основатель — Абляз-ага Зинадинов (1930-2015) с детства усвоил множество старинных крымскотатарских песен от своей матери, обладавшей сильным голосом и прекрасной памятью. Вместе со своими братьями, — а в семье было шестеро сыновей — Абляз играл на старинных инструментах, а кроме того, изготавливал бубны-«даре», стал известным мастером.

Как и другие представители его народа, Абляз Зинадинов пережил депортацию крымских татар (1944-1989), жил в эти годы в Узбекистане, где родились четверо его детей. Своим сыновьям (а позже и внукам) Абляз дал музыкальное образование, чтобы они могли преподавать в школах, учить детей национальной музыке. После возвращения в Крым Абляз Зинадинов основал фольклорный коллектив, которому дал название «Катырша-Сарай». Это было старинное название его родного села (ныне — с. Лечебное Белогорского р-на). С самого начала существования коллектива в его основе лежал принцип только устной передачи традиции.

Как и во многих других этноинструментальных традициях, у крымских татар постепенно происходило замещение старинных традиционных инструментов на более новые. Это было связано не только с постепенным обветшанием только устной передачи традиции.

Как и во многих других этноинструментальных традициях, у крымских татар постепенно происходило замещение старинных традиционных инструментов на более новые. Это было связано не только с постепенным обветшанием старинных образцов и с отсутствием мастеров по их изготовлению; но и со сменой эстетических предпочтений публики, которой нравились более звучные современные инструменты, которые к тому же было легче достать. Да и процесс обучения игре на них занимал гораздо меньше времени. Так, популярную в прошлом зурну, которая была и сольным, и ансамблевым инструментом, а также экзотическую «тулуб-зурну» — волынку — заменила труба. У крымских татар в древности существовали так называемые «ансамбли нежных инструментов», включавшие струнные: «саз», «кеманче», «ребаб», «баглама» (все инструменты были в далёком прошлом заимствованы у арабов, турок, армян и других народов

Востока); продольную флейту «кавал», «сантур» — род восточных цимбал, на которых играли двумя молоточками-«мизрабами» и ударные — ближневосточный инструмент «думбелек», небольшой барабан в форме кубка из глины и козлиной кожи, и бубен «даре».

Со временем инструменты этого состава были заменены европейскими: скрипкой, блок-флейтами, кларнетом, трубой.

Благодаря деятельности Февзи Алиева — фольклориста-собирателя, композитора, автора многочисленных вокальных и инструментальных произведений и «Антологии крымской народной музыки», в практику народного исполнительства крымских татар вошёл аккордеон.

На всех этих инструментах играют участники семейного ансамбля «Катырша Сарай»; наиболее старинными и традиционными являются «дар», которым владеют практически все музыканты, «кавал» и «давул» — большой барабан.

Сейчас семья Зинадиновых проживает в селе Мичуринское этого же района.

Сейчас в его составе — 12 человек:

Зинадинов Дилявер Аблязович (1967 г.р.) — руководитель коллектива, играет на трубе, дар, давуле, исполняет песни;

Зинадинов Эмирсали Аблязович (1958 г.р.) — играет на даре и аккордеоне;

Зинадинов Эдем Эмирсалиевич (1987 г.р.) — молодой лидер коллектива, исполнитель песен, играет на кларнете, кавале, даре;

Зинадинов Осман Диляверович (1998 г.р.) — играет на даре и давуле;

Зинадинов Бекир Диляверович (2000 г.р.) — играет на скрипке и даре;

Зинадинов Эмин Диляверович (2013 г.р.) — играет на скрипке и даре;

Зинадинов Эмиль Диляверович (2013 г.р.) — играет на даре;

Камилова Найле Аблязовна (1964 г.р.) — сестра Дилявера и Эмирсали, играет на баяне;

Зинадинова Лемиха Аблязовна (1956 г.р.) — исполнительница традиционных танцев, знаток старинных традиций;

Камилов Асан Нариман-оглы (1999 г.р. — сын Найле, играет на аккордеоне и даре;

Зинадинова Гузель Мамидиевна (1973 г.р.) — играет на даре;

Халилов Ремзи Рустемович (2000 г.р.) — играет на аккордеоне и даре.

Ниязов Мурат Худжабадинович (1994 г.р.) — играет на аккордеоне и даре;

Состав коллектива подвижен. Владея несколькими инструментами, каждый из участников может заменить другого. В репертуаре ансамбля популярные крымско-татарские песни «Сыра-сыра джезвелер», «Камыша бакь къамыша», «Эки чешме», «Томалач», «Ай ярык геджесинде», песня степных крымских татар «Ногай бейтлери» и другие; традиционные инструментальные наигрыши «Къарлы боран», «Чифте-телли», «Гузель Кърым», пастуший наигрыш «Чобан авасы», обрядовые песни и инструментальные мелодии; а также песни, созданные Э. Э. Зинадиновым на основе крымско-татарского фольклора, в частности, «Къатырша-Сарай хайтармасы».

Семейный ансамбль Зинадиновых, созданный в 1990 г., постоянно пополняется молодыми участниками — внуками его основателя. Участники коллектива играют на свадьбах и местных праздниках; наряду с этим они ведут активную преподавательскую и концертную деятельность. Постепенно старые инструменты — саз, кеманче, зурна, тулу зурна — заменяются современными, более звучными, отвечающими эстетике нашего времени. Зинадиновы сотрудничают с крымско-татарскими поэтами и композиторами, такими как Черкез Али, Экрем Шемшеддинов, и исполняют песни, написанные специально для этого коллектива.

Участники ансамбля ведут активную деятельность по сбору и сохранению фольклорно-этнографического материала, культурного наследия крымско-татарского музыкального искусства.

В 1994 году ансамбль получил звание «народного самодеятельного», а в 2015 году ему присвоено звание «народный коллектив» уже в составе Республики Крым в Российской федерации.

Ансамбль с самых первых дней своего существования принимает активное участие во всех праздниках, концертах и других мероприятиях, проводимых как Белогорском районе, так и по всему Крыму — это день города Белогорска, День России, народных праздниках — Хыдырлез, Наврез и т.д. Имеет коллектив-спутник «Яшлыкь», участники которого — начинающие музыканты, ученики районной музыкальной школы.

Представители семьи Зинадиновых — певцы и музыканты-инструменталисты — хорошо известны в Крыму; к ним неоднократно выезжали сотрудники Белогорского районного отдела культуры и Центра народного творчества Республики Крым.

Предметы, имеющие отношение к объекту

Музыкальные инструменты: «дар» (бубен), «давул» (большой барабан), «кавал» (продольная флейта), «тулуб-зурна» (волынка), скрипки, труба, аккордеон.

Технологии, имеющие отношение к объекту

Традиционные технологии изготовления музыкального инструмента “даре”, передающиеся в семье Зинадиновых из поколения в поколение.

Способы и формы передачи традиции

Традиции пения и игры на крымско-татарских инструментах передаются устно, хотя все представителя среднего и младшего поколения семьи Зинадиновых имеют музыкальное образование.

Библиография

1. Алиев Ф. М. Крымская народная музыка // Антология крымской народной музыки / собиратель и составитель  Ф.М. Алиев. Симферополь, 2001. С. 8-20.

2. Евстигнеев Ю. А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этно-исторический справочник).Спб.: Литрес, 2008.

3. Желтухина О. А. Крымские татары в XIX — начале XX в. Симферополь, 2003.

4. Изидинова С. Р. О национальной музыке крымских татар. Севастополь, 1995.

5. Кадырова М. Р. Ладовые и ритмические особенности крымско-татарской народной музыки. — Гуманитарная парадигма— 2018. — Nº 4 (7). C. 120-130.

6. Куртиев Р. И. Крымские татары: этническая история и традиционная культура. Симферополь, 1998.

7. Олесницкий А. Песни крымских турок. М., 1910.

8. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / отв. ред С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. М.: Наука, 200

9. Шерфединов Я. Звучит кайтарма: Татарские народные песни и инструментальные наигрыши. Ташкент, 1978.

Фотоальбом

top